Перечислены главные ошибки школьников на ЕГЭ
07.10.2020Из-за пандемии коронавируса ЕГЭ-2020 стала самой необычной кампанией за всю историю. Перенос экзаменов, строгие противовирусные меры и нервный стресс у выпускников после дистанционки и самоизоляции не мог так или иначе не сказаться на результатах испытаний. По итогам экзаменов Федеральный институт педагогических измерений опубликовал методические рекомендации для учителей - выяснилось, какие ошибки чаще всего допускали школьники на ЕГЭ.
Русский язык. Трудности почти у половины школьников вызвал вопрос, связанный с определением функционально-смысловых типов речи. Так, многие путали повествование с рассуждением в публицистических и художественных текстах. Плохо справились выпускники и с заданием на морфологию, в котором необходимо было определить языковые средства связи предложений в тексте. С большими трудностями выпускники этого года столкнулись и при выполнении заданий на определение лексического значения слов.
Экзамен показал, что практическая грамотность школьников по-прежнему хромает, специалисты связывают это с общим снижением интереса к чтению и засильем гаджетов. Большие проблемы наблюдаются с правописанием безударных гласных в корне слова и правописанием приставок. В частности, выпускники ухитрялись писать через букву «з» даже знакомый всем с начальной школы глагол «сделать».
Традиционно сохраняется плачевная ситуация с выбором частицы Не или Ни, а также с правописанием одной или двух букв «Н» в разных частях речи. Хотя в целом с заданиями по орфографии школьники справляются значительно лучше, чем с пунктуационными.
Математика. В отличие от русского языка, результаты школьников по профильной математике снизились по сравнение с 2019 годом, меньше стало и 100-балльников. Составители заданий списывают это на дистанционное обучение и психологическое напряжение учеников в связи с карантинными мерами.
В разделе алгебры наибольшую сложность у выпускников вызывает решение различных неравенств. Геометрия дается российским выпускникам намного хуже, чем алгебра. Ребята допускают больше ошибок даже при решении заданий базового уровня. А с задачами повышенного уровня сложности справляется и вовсе небольшой процент выпускников. По мнению авторов заданий, это говорит о системных проблемах преподавания геометрии в школах. В старших классах оно часто сводится к натаскиванию на решение прошлогодних задач, в результате при малейшем изменении условия, школьники теряются.
Химия. В этом году наибольшие претензии у выпускников вызвал экзамен по химии. Многие школьники утверждали, что задания не соответствовали школьной программе и даже требовали отменить результаты ЕГЭ. Однако средний тестовый балл по сравнению с прошлым годом снизился на один пункт.
Значительную сложность у половины школьников вызывали даже сравнительно нетрудные задания, в которых требовалось не только показать знание базовых понятий, но и умение их применять. Много ошибок было допущено в элементарных задачах на окисление, в том числе в математических вычислениях на уровне начальной школы. С блоком заданий по неорганической химии удалось успешно справиться большинству школьников, а вот органика многим оказалась уже не по зубам.
История. Наибольшие трудности вызвали вопросы на знание исторических личностей и задания, связанные с работой с историческими картами. При этом школьники лучше стали справляться с написанием исторического эссе.
- Проблема с работой с историческими картами я наблюдаю у школьников уже много лет, - рассказал «МК» учитель истории школы №1543 Леонид Кацва. – Это связано с уменьшением часов географии в школьной программе, в связи с которым этой теме не уделяется должного внимания. На результаты выпускников продолжают влиять и ошибки, допущенные составителями ЕГЭ. Например, в тех же методических рекомендациях для учителей по итогам проверки экзамена по истории я с удивлением читаю, что, оказывается, большинство новгородских храмов построено из кирпича. При том, что Софийский собор в Новгороде белокаменный, да и вообще большинство новгородских храмов были сложены из камня (преимущественно плитняка и ракушечника).
Проблема еще и в том, что система оценивания экзамена очень формализована. Особенно это касается второй части, которую проверяют «по ключам». К детям просто придираются по мелочам. Например, если школьник в сочинении напишет: «Кутузов оставил Москву», то по критерию «действие исторического героя» балл ему не зачтут. Чтобы балл зачли, нужно написать: «Кутузов дал распоряжение оставить Москву». Логики в этом нет.
Тот факт, что в этом году увеличилось количество высоких баллов на ЕГЭ по истории, уже сыграл злую шутку с выпускниками следующего года. В КИМах изменили модель задания 25. Теперь школьникам нужно будет написать историческое эссе по одной из трех предложенных исторических личностей или процессов. При этом в культурно-историческом стандарте перечислено такое количество исторических личностей и процессов, запомнить которое просто невозможно.